Культурное наследие
27 июня 2019 г.
Как древние фараоны пришли из Воронежа
3 ОКТЯБРЯ 2018, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

DPA/TASS
Писатель-фантаст Василий Щепетнов 1 октября 2018 опубликовал на своей странице в ФБ «Открытое письмо телеканалу «Культура», в котором жалуется на плагиат. Речь идет о документальном фильме «Египетские боги Петра Ольденбургского», в котором рассказывается о том, как принц Петр Ольденбургский «нашел на воронежской земле (вернее – в воронежской земле) артефакты, доказывающие, что и египетские фараоны, и египетский пантеон пришли в Египет отсюда, из Черной земли Воронежа».

И далее писатель-фантаст Щепетнов пишет: «Все бы хорошо, да одно нехорошо: это – плагиат». Оказывается, еще в начале 21 века Щепетнов писал «истории в жанре мокьюментари», то есть тексты псевдодокументальные по форме и фантастические по содержанию. «В основе вашего фильма, — пишет писатель-фантаст Щепетнов руководству «Культуры», — одна из этих историй: «Рамонь – родина Амона Ра», которая впервые была опубликована в 2003 году в журнале «НЛО\UFO» (издательский дом «Калейдоскоп»), а позднее вошла в книгу «Певчие ада» (издательство «Престиж Бук», 2015 год). Фантастическая история о том, как принц Ольденбургский раскапывает курганы, бродит по подземельям, встречает жрецов бога Амона-Ра, жуткие проклятия и прочие страсти-мордасти».

Вариант случайного совпадения писатель-фантаст Щепетнов исключает, поскольку в фильме цитируют якобы найденные в архивах письма Ольденбургского историку Забелину, дневник Ольги Ольденбургской, упоминают подземную лабораторию Петра Ольденбургского и прочие детали, сочиненные писателем-фантастом. «И Петр Ольденбургский археологией не занимался, покуда я не дал ему в руку лопату», — признается фантаст.

Писателя-фантаста Щепетнова не слишком беспокоит то обстоятельство, что его художественный вымысел в фильме телеканала «Культура» представлен как документальное исследование. Он обиженно пишет руководству «Культуры» о нарушении своих авторских прав: «Ни Василия Щепетнова, ни Соломона Нафферта (под этим именем я публиковался в журнале) не упомянули в титрах, не получили согласия и не заплатили». Писатель-фантаст прав. Его обокрали. Но в этой истории есть и другая, на мой взгляд, еще более значимая сторона, чем плагиат.

Фильм, показанный на государственном телеканале «Культура», снятый при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, распространяет бред сивой кобылы про то, что египетские фараоны пришли из Воронежа и о том, что вообще воронежское черноземье — это и есть «земля Та-Кемет», «Черная земля» Древнего Египта. В фильме телеканала «Культура» молодой человек по имени Николай Свистун не приводит ни одного факта, не показывает ни одного документа. Он ходит по берегу Дона и рассказывает, что «древние пещеры», в которых древние воронежцы молились древнеегипетским богам много тысячелетий назад, по его мнению, могло затопить. Поэтому он не может показать сами пещеры, и поэтому предъявляет в качестве доказательства воды Дона. Воды выглядят убедительно и не возражают.



«Письма» принца Ольденбургского историку Забелину Свистунов тоже не может предъявить, читает их с планшета. Планшет в кадре присутствует. Потом в фильме демонстрируются воронежские курганы, Свистунов предлагает увидеть их изумительное сходство с египетскими пирамидами, а также рассказывает о том, что в одном из курганов найдена самая настоящая пирамида. Пирамиду в фильме не показали. Зато курганов и просто воронежских холмов, а также оврагов было предъявлено множество.

Одним из главных доказательств того, что египетская цивилизация родом из-под Воронежа, служит название поселка Рамонь, которое, конечно же, скрывает под собой имя древнеегипетского бога солнца: Амона-Ра. В этом не может быть никаких сомнений. Тут же приходят на память лингвистические упражнения сатирика Михаила Задорнова, который всерьез доказывал, что «этруски – они же русские», а «Запад – это западло».

Сравнительно недавно премию «Тэфи» за лучший просветительский фильм вручили создателю картины, в которой доказывалось, что Земля – плоская. В момент, когда я пишу эту колонку, еще неизвестны лауреаты «Тэфи-2018». Прошу считать мою публикацию ходатайством о присуждении премии авторам фильма «Египетские боги Петра Ольденбургского». Чтобы традицию не нарушать. А гонорар фантасту Щепетнову все-таки лучше заплатить. А то как-то неудобно…

 
Фото: 1. Luxor temple. Zueger, E./picture alliance /Arco Images G/DPA
2. Фотографиия со страницы Василия Щепетнова в Фейсбуке.
3. Скриншот фильма "Египетские боги Петра Ольденбургского"/Искатели /Телеканал Культура












  • Леонид Гозман: В конечном итоге западная цивилизация не погибнет, но то, что её ожидают более серьёзные вызовы, чем пожар в Нотр-Даме, несомненно...

  • РБК: По словам представителя собора, огонь не затронул реликвий, хранящихся там. Одна из великих христианских реликвий, хранящихся в соборе, — Терновый венец Иисуса Христа.

  • Татьяна Малкина: самое интересное, по-моему, - понять, что именно заставило стольких людей переживать такие сильнейшие чувства. вроде бы все вместе - и история, и витражи-красота...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Собор устоял. Цивилизация – тоже
16 АПРЕЛЯ 2019 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Мне представляется, что реакция общественности на пожар Собора Парижской богоматери должна быть подвергнута подробному социо-культурному анализу. Очень интересно было бы узнать мнение компетентных ученых, почему вдруг архитектурный и исторический памятник в центре французской столицы оказался столь важным для огромного числа людей. Важным до такой степени, что перспективу его потери трагически восприняли даже те, кто, может быть, знаком с этим архитектурным шедевром только по фотографиям и художественным произведениям. Апокалиптические настроения в русском сегменте Фейсбука царили до той самой минуты, пока не выяснилось, что самых страшных последствий ужасного пожара удалось избежать...
Прямая речь
16 АПРЕЛЯ 2019
Леонид Гозман: В конечном итоге западная цивилизация не погибнет, но то, что её ожидают более серьёзные вызовы, чем пожар в Нотр-Даме, несомненно...
В СМИ
16 АПРЕЛЯ 2019
РБК: По словам представителя собора, огонь не затронул реликвий, хранящихся там. Одна из великих христианских реликвий, хранящихся в соборе, — Терновый венец Иисуса Христа.
В блогах
16 АПРЕЛЯ 2019
Татьяна Малкина: самое интересное, по-моему, - понять, что именно заставило стольких людей переживать такие сильнейшие чувства. вроде бы все вместе - и история, и витражи-красота...
Макаревич и Шнур при Ямпольской и Драпеко
27 ФЕВРАЛЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Понятно, зачем Никите Михалкову надо было быть председателем общественного совета при Минобороне. Все просто: мигалка. Была мигалка – был Михалков в совете при Минобороне. Отобрали мигалку – вышел из совета. И напоследок обругал генералов за неправильные парады. Понятно, зачем правозащитники Борщёв и Бабушкин входят во всякие ОНК и советы при людоедах в погонах. Без этого их не пустят в тюрьмы, и им труднее будет защищать права заключенных. В совет при комитете по культуре Госдумы (не путать с советом по культуре при президенте) вошли Андрей Макаревич и Сергей Шнуров.
Прямая речь
27 ФЕВРАЛЯ 2019
Алёна Солнцева: Совет по культуре при Думе – организация совсем немощная. Её значение, как и всякого совета, чисто совещательное и рекомендательное...
В СМИ
27 ФЕВРАЛЯ 2019
Коммерсант: «Что касается Сергея Шнурова, с которым я недавно вступила в рифмованный диалог, мне его творчество интересно»,— пояснила госпожа Ямпольская.
В блогах
27 ФЕВРАЛЯ 2019
Павел Гр: чой-то этот Шнуров в последнее время стал со вкусом Макаревича. Ну т.е. утром сделал Власти ласковый кусь в стихах, вкусно отобедал фуа-грой в собственной ресторации...
День просветителя
16 НОЯБРЯ 2018 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Читали ли вы «Гарри Поттера», уважаемый читатель? Если вдруг скажете «нет», то не подумайте, что оказались в подавляющем меньшинстве. Как выяснилось на церемонии вручения премии «Просветитель», примерно половина номинантов не открывали творений Джоан Роулинг. Возраст не тот. Да и книг, которые хочется прочесть, так много. И с каждым годом становится все больше. Времени на все не хватит. Отчасти появлению качественной литературы сегодня способствует премия «Просветитель», которая уже в десятый раз назвала своих лауреатов. 15 ноября в переполненном зале Московского театра юного зрителя собрались ученые, популяризаторы науки, писатели и поклонники жанра нон-фикшн, чтобы узнать, кто же стал победителем престижного конкурса.
Прямая речь
3 ОКТЯБРЯ 2018
Леонид Гозман: Наша идеология стоит на ложных предпосылках. В картине мира, поддерживающей стабильность нашей системы, Земля плоская и стоит на трёх китах.

 

Материалы по теме

Прямая речь //
В СМИ //
Как стать никем? // ВИОЛЕТТА ТОКАРЕВА
Демократия по-арабски // ДМИТРИЙ СИДОРОВ
Истинноверующий // МИХАИЛ БЕРГ
 «Твиттер-революции» и реакция Кремля // АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
Великая арабская демократическая революция // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Арабские уроки // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Китайские лампочки над провинцией // ГРИГОРИЙ НЕХОРОШЕВ
Похищен в зоне погранконтроля // ЕЛЕНА САННИКОВА