Сколько ОДКБ ни корми…

ТАСС

Встреча министров иностранных дел стран Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) завершилась очередным блестящим успехом отечественного МИДа. Главы дипломатических ведомств России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана приняли целых два совместных заявления: о мерах по обеспечению безопасности в информационном пространстве и о недопустимости осквернения памяти воинов-освободителей в годы Второй мировой войны. Мало того, они договорились выпустить до конца года еще несколько столь же важных деклараций. И об их перечне тоже успешно договорились. Так ожидаются совместные заявления по Сирии, Афганистану, международному терроризму и наращиванию военной активности иностранных государств по периметру ОДКБ, а также против размещения оружия в космосе.

На этом союзники России, похоже, считают свою роль успешно исполненной. При этом никто не вспоминает, что речь идет о деятельности военного союза, который по идее должен предпринимать некие практические действия для обеспечения интересов стран-членов. В повестку дня заседания даже не было внесено предложение, с которым Москва носилась в течение нескольких последних недель. А именно – об участии миротворцев ОДКБ в контроле так называемых зон деэскалации в Сирии. На прошедшей неделе по итогам очередного раунда переговоров по Сирии в Астане спецпредставитель президента РФ Александр Лаврентьев сообщил, что Москва обратилась к странам СНГ с вопросом о возможности направления контингента в Сирию для совместного мониторинга в зонах деэскалации. Неугомонный первый зампред Комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности Франц Клинцевич тут же предположил, что военные наблюдатели для работы в зонах деэскалации в Сирии могли бы быть направлены по линии ОДКБ. Именно государства, входящие в эту организацию, могут первыми откликнуться на предложение России, заявил сенатор. Около месяца назад сходные идеи высказал председатель думского комитета по обороне Владимир Шаманов.

Казалось бы, вот она актуальнейшая задача, реализовав которую ОДКБ решительно повысит международный авторитет. Однако, если обсуждения и имели место, то исключительно в кулуарах и не оставили ни малейшего следа в итоговых документах заседания министров. И это совершенно не случайно. Стоило появиться утечкам о том, что в ходе переговоров с Турцией и Ираном Россия заявила о возможности участия контингентов Казахстана и Киргизии в миротворческой операции, как представители этих государств отвергли такую возможность.

«Казахстан ни с кем не ведет переговоров о направлении своих военнослужащих в Сирию», — заявил тогда глава казахстанского МИДа Кайрат Абдрахманов. Казахстан, по его словам, если и пошлет своих миротворцев в какую-то горячую точку на земном шаре, то только при наличии соответствующей резолюции и мандата ООН. Это «принципиально важное условие», подчеркнул Абдрахманов.

А президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, недавно побывавший в России с официальным визитом, был еще более определенен. «Этот вопрос вообще не поднимался. На узких встречах, мы с Владимиром Владимировичем ужинали 2,5 часа, вопрос вообще не поднимался», — подчеркнул Атамбаев. И тут же описал процедуру принятия решения об отправке киргизских миротворцев за рубеж как «очень непростую вещь»: «...если этот вопрос хоть когда-нибудь поднимется, то для него, во-первых, нужно решение всех стран ОДКБ, резолюция ООН, и потом окончательно это решает парламент страны».

Ссылка на необходимость резолюции Совбеза ООН является вежливым отказом. Союзникам по ОДКБ отлично известно: США никогда не поддержат план сирийского урегулирования, гарантом которого является Иран. На самом деле российским союзникам совершенно неохота посылать своих военных в Сирию и рисковать их жизнями для участия в дипломатических играх Москвы. Они считают, что с них довольно ритуальных поклонов и дипломатической поддержки странных российских инициатив. Все прекрасно понимают, что никаких последствий требование не допустить, например, милитаризации космоса иметь будет. Как и все прочие. Во время регулярных встреч политические и военные руководители России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Таджикистана и Киргизии — стран, входящих в ОДКБ, — ритуально клянутся в готовности противостоять общим угрозам, совместными усилиями обеспечивать безопасность повсюду в мире. Но при каждом кризисе это показное единство дает сбой. Государства, вроде бы взявшие на себя обязательства участвовать в коллективной обороне, преследуют исключительно собственные интересы.

Таким образом, ОДКБ — не полноценный военный союз, а всего лишь сумма двусторонних военных соглашений между Россией и бывшими советскими республиками. Причем в таком союзе не было настоятельной необходимости, и появился он как дань комплексу неполноценности Путина-президента, который убежден, что великая держава обязательно должна возглавлять некий военный блок, иметь вассалов. Однако в такой системе отношений лидеры «союзных» государств считают ритуальные заявления о единстве достаточной платой за те экономические преференции и военную поддержку, которые они получают от России. А раз так, то они вовсе не считают нужным поддерживать российские авантюры.


ТАСС

Фото: 1. Белоруссия. Минск. 17 июля 2017. Министр иностранных дел России Сергей Лавров и министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей (слева направо) во время подписания протокола о внесении изменений в российско-белорусское межправительственное соглашение об условиях размещения посольства Белоруссии в России. Александр Щербак/ТАСС
2. Белоруссия. Минск. 17 июля 2017. Заседание Совета министров иностранных дел государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности. Александр Щербак/ТАСС












  • Сергей Цыпляев: У России тут выгода только одна – финансовая. Наш военно-промышленный комплекс сможет заработать. Но с точки зрения увеличения безопасности это не добавляет нам ничего. 

  • Sohu (КНР): Сам факт такого сотрудничества важнее любого другого заявления в рамках российско-китайских отношений.

  • pravdoiskanie: Также в ходе дискуссии в рамках XVI ежегодного заседания клуба «Валдай» президент России заявил, что сдерживание Китая невозможно, а тот, кто будет пытаться это сделать, нанесет урон себе.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Китайцы тоже попадут в рай
8 ОКТЯБРЯ 2019 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Встречи Владимира Путина с избранными иностранными спецами по России, объединенными в клубе «Валдай», традиционно приносят сенсации. В ходе этих встреч главный начальник страны позволяет себе выйти за рамки дипломатического протокола и дает слушателям тему для обсуждения на весь следующий год. Так в 2018-м Владимир Путин пожелал обсудить тему ответно-встречного ядерного удара. Эта концепция заключается в том, что российские спутники и наземные станции предупреждения о ракетном нападении своевременно фиксируют массированный пуск американских ракет в направлении нашей страны. 
Прямая речь
8 ОКТЯБРЯ 2019
Сергей Цыпляев: У России тут выгода только одна – финансовая. Наш военно-промышленный комплекс сможет заработать. Но с точки зрения увеличения безопасности это не добавляет нам ничего. 
В СМИ
8 ОКТЯБРЯ 2019
Sohu (КНР): Сам факт такого сотрудничества важнее любого другого заявления в рамках российско-китайских отношений.
В блогах
8 ОКТЯБРЯ 2019
pravdoiskanie: Также в ходе дискуссии в рамках XVI ежегодного заседания клуба «Валдай» президент России заявил, что сдерживание Китая невозможно, а тот, кто будет пытаться это сделать, нанесет урон себе.
Прямая речь
16 СЕНТЯБРЯ 2019
Алексей Макаркин: ...реально это не единое государство, а просто несколько небольших шагов в сторону интеграции, которые никак не угрожают власти Лукашенко...
В СМИ
16 СЕНТЯБРЯ 2019
Коммерсант: ...речь идет о довольно радикальном проекте: это частичная экономическая интеграция на уровне не менее чем в Евросоюзе...
В блогах
16 СЕНТЯБРЯ 2019
eugen1962: Такой, вот, кунштюк Лукашенко удумал - продать страну "за бочку нефти". А как иначе думать при этакой фактуре?
Россия – Беларусь. Когда факт утечки важнее ее содержания
16 СЕНТЯБРЯ 2019 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В понедельник газета «Коммерсант» обнародовала интеграционные планы правительств России и Беларуси. В начале месяца стало известно, что премьеры обеих стран согласовали документ, который называется «Программа действий Беларуси и Российской Федерации по реализации положений договора о создании Союзного государства». Тут важно отметить, что государство это не шатко, не валко  «создается» уже двадцать лет, а периодическая активизация усилий в этом направлении всегда обусловлена актуальной политической повесткой. Нынешний всплеск интеграционных процессов эксперты вполне обоснованно связывают с проблемой пролонгации Владимиром Путиным своих властных полномочий после 2024 года.
Протест в Гонконге побеждает. Это плохая для Кремля новость
5 СЕНТЯБРЯ 2019 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В минувшую среду глава администрации Гонконга Кэрри Лам заявила о том, что закон об экстрадиции, который стал первопричиной массовых уличных демонстраций в Гонконге, отозван. То есть он не убран в стол, не заморожен, этого закона больше нет. Все обозреватели сходятся во мнении, что, несмотря на то, что выполнено всего одно требование демонстрантов из пяти, это большая и крайне важная победа горожан. Очевидно, что Китай пока отступил. Впрочем, возможно, это лишь тактическая уловка. Всего за день до отзыва скандального закона председатель КНР Си Цзиньпин заявил о неослабевающей готовности руководства страны «решительно бороться с любыми вызовами, угрожающими суверенитету и безопасности Китая».
Прямая речь
5 СЕНТЯБРЯ 2019
Алексей Макаркин: Если бы отмена законопроекта последовала бы сразу за началом протестов, то их удалось бы сбить, расколов протестующих на умеренных и радикальных. Но сейчас это не получается.